Статьи

При проведении всероссийского конкурса на определение местонахождения туристско-рекреационных зон в рамках особых экономических зон (ОЭЗ) было подано много заявок от регионов России. Одним из выбранных в результате субъектов стал Алтайский край и его проект «Бирюзовая Катунь». Этому поспособствовало и то, что этот проект будет строиться не на пустом месте, на берегу реки Катунь уже существует парк развлечений, то есть начало уже положено. Кроме того, развивающийся регион уже имеет готовые проектные работы по развитию инфраструктуры - дорог, аэропорта. Также из всех ОЭЗ только в «Бирюзовой Катуни» решены все земельные вопросы.

Все эти преимущества дали Алтаю стать первым проектом в этом направлении, и регион уже начал получать государственное финансирование. Официально туристский-рекреационная ОЭЗ была зарегистрирована Постановлением Правительства РФ №69 от 3 февраля 2007 года. Главным инвестором в проект «Бирюзовая Катунь» является компания «Алтай-известь», а ее генеральный директор Востриков Евгений был назначен на пост руководителя Территориального управления ОЭЗ в Алтайском крае. Компания будет посредником при проектировании зоны: проводить конкурсы на выполнение работ, выбирать резидентов, инвесторов, проводить выбор потенциальных проектировщиков, оформление различной документации.

Все бизнес-проекты будут обсуждаться на специальном, формирующемся сейчас, Координационном совете. Этот орган будет заниматься отчетами по проведенной работе и контролем за ее исполнением. Как рассказал господин Востриков, сейчас активно разрабатывается концепция зоны. Нужно максимально точно рассчитать количество туристов, которые смогут отдыхать там одновременно, сколько для них потребуется гостиниц, продумать какие услуги будут оказываться. Все эти вопросы разрабатываются совместно с иностранными специалистами. Нужно продумать отдых для туристов с разным уровнем дохода, с разными предпочтениями.

Предполагается построить целый комплекс, внутри которого туристы смогут провести около 10 дней, получив при этом все необходимые услуги. Создадутся все условия, чтобы направить сюда часть туристического потока, а в идеале — и иностранных туристов. Немаловажно и то, что курорт планируется как круглогодичный, поэтому в плане должны учитываться и зимние виды отдыха. При этом нужно учитывать экологические факторы при строительстве, построить зону, не нарушающую природный ландшафт. Проект усложняется тем, что водная среда в этой местности не рассчитана на большое количество отдыхающих, и этот вопрос нужно решать за счет возведения искусственных водоемов.

Есть еще одна существенная проблема — в местности, где планируется возвести зону отдыха, есть дефицит электроэнергии. Есть несколько вариантов решения этой проблемы — строительство мини-ГЭС, но не известно как это повлияет на экологию; рассматривается возможность протянуть линии электропередач из ближайших поселков. Еще один вариант — установить небольшие газопоршневые электростанции, которые позволяют избежать прокладки длинных коммуникаций. Решением этого вопроса займется компания ООО «Энерго Сервис Групп». Все варианты рассматриваются, и в ближайшее время будет утвержден оптимальный.

Также при строительстве зоны отдыха должна учитываться транспортная составляющая. Аэропорт города Барнаула находится далеко от туристической зоны, аэропорт города Бийска пока не рассчитан на большое количество самолетов. Аэропорт в ближайшем городе Горно-Алтайске также не готов к приему больших воздушных судов первого класса. Эта проблема также должна решиться в ближайшее время, так как на реконструкцию аэропорта в Бийске на 2008-2010 годы заложены средства из федерального бюджета в сумме около 900 миллионов рублей, так как аэропорт подвергнется глубокой реконструкции, с новым строительством взлетно-посадочных полос, и различного современного оборудования.

Это было решено в 2007 году, когда проект «Бирюзовая Катунь» был представлен на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Проектом заинтересовался министр транспорта Игорь Левитин, и в разговоре с губернатором Алтайского края было принято такое решение. Причем за счет средств федерального бюджета будет строиться аэродром, а комплекс аэровокзала будет развиваться за счет частных средств, так он находится в частной собственности. Требуется также реконструкция старых дорог и строительство новых, так как существующие не соответствуют нужным параметрам.

Все эти факторы в совокупности пока сдерживают инвесторов, которые интересуются проектом, но пока воздерживаются от вложения денег, несмотря на то, что для них предлагаются различные льготы: снижение ставки налога на прибыль, возможность несколько лет не платить земельный и имущественный налоги, и с них полностью снимается строительство инженерной инфраструктуры курорта. Концепцию развития всех семи туристских зон разрабатывают иностранные компании Deloitte и Roland Berger, и в конце года они должны выдать итоговую документацию на Алтайскую зону. Федеральное агентство по ОЭЗ проводит конкурс на разработку технического задания по проекту планировки всех зон.

Евгений Востриков подчеркивает, что их территориальное управление уже сейчас начало подбор потенциальных проектировщиков, так как создание слаженной, органично работающей команды сложная задача. Но так как наработки уже есть, проект должен быть готов в течение 5 месяцев. После его окончания уже можно приступать непосредственно к разработке конкретных объектов. Алтайский край вкладывает в развитие туристского комплекса около 350 миллионов рублей. Сюда входит построенный ею уже существующий парк развлечений, мост через реку, искуственный водоем, которые компания уже в 2007-2008 году передаст в собственность Алтайского края.

Учитывая этот вклад, государство должно вложить в проект ОЭЗ более одного миллиарда рублей. При этом регион будет получать 25% от всех доходов. Создание туристической зоны «Бирюзовая Катунь» приведет к росту занятости населения как в обслуживании туризма, так и в прилегающих областях — в строительстве, торговле, транспортной инфраструктуре. Преимуществами создания зоны отдыха в этом регионе являются возможность создания горнолыжных спусков, сплавов по горным рекам, водных аттракционов, возможен спелеотуризм. А также главными достоинствами Алтайского края являются экологически чистый воздух, источники минеральной воды и необозримые хвойные леса.

Важным показателем развития экономики каждой страны является туризм, доля его в ВВП страны. В России по статистике на 2006 год он занимает около 1,5 %, в развитых странах этот показатель приближается к 6%. Чтобы увеличить эти показатели, было принято решение о создании в нашей стране особых экономических зон туристского типа. Выбор этих зон был проведен на конкурсной основе, на основании чего было выбрано 7 наиболее подходящих зон.

Все эти зоны будут развиваться в разном направлении. В Ставропольском крае это будет оздоровительный комплекс, включающий в себя спа-процедуры, где-то — зона тихого семейного отдыха, где-то — парк. Это будут лучшие курорты мира, рассчитанные на любой вкус и бюджет, которые смогут составить конкуренцию самым популярным туристическим направлениям — Турции и Египту, куда ежегодно выезжают на отдых миллионы россиян.

Туристические зоны будут проектироваться внутри создающихся особых экономических зон (ОЭЗ), и управляться будут Федеральным Агентством по управлению особыми экономическими зонами — РосОЭЗ, которое в свою очередь контролирует Минэкономразвития. Особые экономические зоны давно положительно зарекомендовали себя в экономике других стран. Они становятся центром сосредоточения в одном месте многих видов производства и промышленности, что положительно сказывается на развитии экономики страны.

Первая ОЭЗ будет открыта уже в 2007 году в республике Татарстан. Задачи РосОЭЗ — проведение конкурса на создание ОЭЗ, разработка проектной документации, распределение земельных участков, строительство и создание инфраструктуры. Наряду с государством, ОЭЗ работают с привлечением частного капитала, и для инвесторов предлагаются особые льготные условия — гарантийные, налоговые, ослабляются формальности при оформлении документов на землю, на строительство.

Так как государство активно участвует в создании ОЭЗ — строительстве дорог, электрификации, инвесторы охотно идут в эти регионы, а это создаст новые рабочие места, поможет развить инфраструктуру. Все эти выгодные условия привлекают иностранных инвесторов из Австрии, Германии, Сингапура. Среди них компании, которые не только готовы вкладывать деньги, но и с мировым именем и брендом.

Кто эти компании держится в секрете, так как проект разработки еще не закончен. Соответственно и российские регионы, на территории которых будут построены ОЭЗ, заинтересованы в этом, так как они получат дополнительное финансирование государства, уменьшится безработица и повысится социально-экономический уровень субъектов Создание каждой туристской зоны - это многоэтапный процесс.

От разработки концепции до начала проектирования учитываются многие вопросы: расположение будущей зоны отдыха, проектная документация, маркетинговая разработка и многое другое. Самый активно развивающийся на данный момент проект туристско-рекреационной зоны это «Новая Анапа», курорт на побережье Черного моря. Он находится на стадии завершения разработки концепции, активное строительство должно начаться в 2009 году, а в 2012 году курорт должен принять первых туристов.

Одновременно курорт сможет принять около 15 тысяч человек, и его главная цель - привлечь миллионы туристов, до этого предпочитающих отдыхать за границей. Примерно в эти же сроки разрабатываются и остальные зоны, кроме тех, что находятся на Байкале. Там из-за экологических особенностей более сложное проектирование. По предварительным подсчетам, на строительство всех туристских зон понадобится около 60 млрд. рублей. Из них примерно четверть будет выделена из государственного бюджета, остальное — вложения частных инвесторов.

Выделение особых экономических зон (ОЭЗ) на специально отведенных для этого территориях для привлечения льготных инвестиций в приоритетные для страны отрасли давно практикуется во всем мире. Хороший результат показывают другие страны, например, Китай. Российскую экономику ОЭЗ диверсифицируют наряду с различными государственными корпорациями.

Для оптимальной работы ОЭЗ создана правовая база, включающая в себя более полусотни нормативных документов. Управление этой системой состоит из нескольких блоков. Нормативно-правовое урегулирование контролирует Минэкономразвития, РосОЭЗ представляет исполнительную власть, ОАО «Особые экономические зоны» осуществляет непосредственно строительство необходимых объектов внутри ОЭЗ.

В настоящий момент зарегистрировано более 50 резидентов, расположенных на территории ОЭЗ, инвестиции в них составляют более 5 миллиардов в год. Инвесторам в ОЭЗ предлагаются различные льготные программы. Первая промышленно-производственная зона была открыта в республике Татарстан в 2007 году. Следующая, в Липецкой области, запланирована к открытию на 2008 год.

В полноценно действующую ОЭЗ входит множество видов деятельности. Это может быть и химическая промышленность, и нефтяная, и различные виды производства. Также в них будут создаваться особые туристские зоны, например, на Байкале. Таких рекреационных зон пока запланировано 5. Сейчас завершен первый этап в развитии ОЭЗ — создана нормативно-правовая база и запущено несколько пилотных зон.

В ближайшем будущем проектирование и строительство таких зон будет развиваться. Чтобы оценить работу и эффективность ОЭЗ в целом, понадобится несколько лет, но уже первые созданные зоны показывают целесообразность этого проекта.

Понятие «особые экономические зоны» в российском законодательстве сопоставлялось понятию «свободных экономических зон». Можно предположить, что последнее связаны на законодательном уровне с внешнеторговой деятельностью, или относящимися к ней другими видами деятельности. Учебные пособия и научная литература отводила под понятие «свободная экономическая зона» другое толкование, более широкое. Но что же все-таки следует понимать под этим понятием, режим деятельности или территорию? Для практической стороны этот вопрос являлся важным, так как на законодательные органы оказывалось давление со стороны регионов страны, которым хотелось работать с федеральными законами, с четко прописанными экономическими территориями с особым режимом для хозяйственной деятельности.

Проблема необходимости введения в России особых экономических зон зрела давно, этот вопрос неоднократно поднимался в печати. Но для начала необходимо было выяснить, являлись ли свободные и особые экономические зоны одной категорией, или же речь шла о разных институтах права, из разных областей хозяйственной деятельности. В связи с этим появилась необходимость в законодательном закреплении понятия «особая экономическая зона». Это произошло в 2005 году, после утверждением Президентом Федерального закона № 116-ФЗ, в котором прописано следующее толкование термина ОЭЗ, как части территории РФ, на которой осуществляется особый режим работы предпринимательской деятельности.

В Законе было обозначено регулирование промышленно - производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. При подготовке проекта закона об туристско-рекреационных экономических зонах принимало участие Минэкономразвития, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, и специалисты, представляющие регионы. С 2006 года законодательно введен третий тип - «туристско-рекреационные особые экономические зоны», путем внесения изменений в ныне действующий закон, в котором определяются общие принципы существования зон, особенности их создания и т.д. Согласно Закону ОЭЗ формируются на 20 лет.

Цели основания зон туристско-рекреационного типа различны. Это и формирование положительного инвестиционного поля, приток инвестиций в курортные и туристические области России для их развития, так как ставки по вкладам в банках не всегда позволяют брать кредит на выгодных условиях. Помимо этого ожидается создание новых рабочих мест, оздоровление населения наряду с отчислениями средств в бюджет страны. Глобальные задачи этого типа зон заключаются в стремлении ввода России в состав ведущих туристических держав мира. Однако наряду с положительными ожиданиями возник и ряд трудностей. Среди них называются проблема подготовки профессиональных кадров. Ныне к туристско-рекреационным зонам отнесена и санаторно-курортная области сферы туризма, а также область разработки месторождений минеральных вод и грязей, строительство объектов индустрии туризма.

Это, по сути, революция в данной области. Развитие туристско-рекреационных зон в мировой практике распространено незначительно, а для нашей страны – это и вовсе диковинка, отсюда инновационный характер данной области. По разным оценкам российская инфраструктура позволяет на должном уровне принимать по 40 миллионов туристов из-за границы в год. Это вполне осуществимо на практике, однако существует ряд проблем, которые требуют комплексного решения в кратчайшие сроки. Первый вопрос – проблема кадровой подготовки. Существующий сегодня ряд противоречий мешает благоприятному развитию туристско-рекреационных зон. Остановимся на них.

1) Научные представления деятельности в области туризма идут в разрез с отсутствием теоретической методики туристического образования, которые бы обеспечивали системный подход к использованию ресурсов и профессиональной подготовке специалистов нужного профиля.

2) Отсутствие специалистов в области курортного лечения затрудняет создание такого рода курортов, дабы на профессиональном высоком уровне оказывать услуги туристам.

3) Ресурсы сферы туризма в области развития специальностей соответствующего профиля отягчаются отсутствием необходимых разделов и методик преподавания для подготовки нужных специалистов.

Поэтому на сегодняшний день образование в области туризма имеет особое значение. Для плодотворного развития отдельных регионов, с целью сделать особую зону доступной для туристов следует детально изучить ресурсы региона в области туризма. На основании анализа природно-рекреационного потенциала необходимо определить потребности в определении потенциала и доступности ресурсов, разработке экономической оценки туристического продукта, нормативной составляющей, выделении туристических маршрутов согласно ресурсам региона. Поэтому для развития туристско-рекреационной деятельности регионов необходимо появление учебных дисциплин этой области, которые бы изучали деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере строительства, реконструкции объектов для санаторно-курортного лечения, отдыха граждан.

Также требуется подготовка туристских кадров данной области, переподготовка, а также повышение квалификации работающих, с целью изучить туристско-рекреационную сферу, в частности, деятельности в рамках ОЭЗ данного типа. Наряду с этим существует необходимость в повышении квалификации и состава преподавателей ВУЗов туристской направленности. Система ориентации среди школьников на профессиональном уровне тоже необходима. Для работы в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа существенным началом процесса образования становится заказ в социальной области на подготовку соответствующих специалистов данной сферы. Как правило, социальный заказ начинает формироваться как на региональном, так и федеральном уровнях.

В контексте обозначенных проблемных вопросов остаются моменты, требующие внимания. Такие как формирование программ по развитию туризма на региональном уровне, подготовки специалистов по внутреннему туризму, базисом которых являются ресурсы туристско-рекреационного плана. Социальный заказ должен отражать потребности в переподготовке, увеличении квалификации имеющихся специалистов для осуществления деятельности в туристско-рекреационных экономических зонах, модели специалистов, а также перечень требований к их уровню компетентности. Помимо того, необходимо выделить условия для формирования среды образования, с целью детального изучения туристско-рекреационных ресурсов.

К таким условиям можно отнести: формирующие мотивацию учеников, общую установку задач и целей обучения, то есть мотивационные; учитывающие особенности регионов, их развития, наличие туристско-рекреационных ресурсов, развитие туризма в регионе; условия, которые бы обеспечивали процесс обучения необходимыми средствами обучения современного образца, то есть материально-технические; условия организационного плана, которые бы способствовали реализации программ образования на инновационном уровне, и другие. В целом условия должны отвечать за формирование личность студента. Также очень важно выявить и сформировать принципы содержания профессионального образования в области туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах.

В связи с этим, туристско-рекреационные ресурсы должны стать обязательным условием подготовки профессиональных специалистов в области туристического образования, ведь это, по сути, исходная составляющая бизнеса в сфере туристической деятельности. Также необходимо отметить, что деятельность туристско-рекреационной направленности является весьма многоплановой и функциональной. Любой вид деятельности положено выполнять профессиональному специалисту, с определенными знаниями, умениями, навыками. Поэтому в существующих ВУЗах туристского профиля разных уровней образования, необходимо создать ряды новых специальностей, для осуществления деятельности в туристско-рекреационных особых экономических зонах, в соответствии с требованиями Федерального закона.

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Переводчики для бизнеса

  Интерпретация смысла  речи или текстового отрывка на одном языке и составление идентичного по смыслу на другом, называют переводом. Различные его в...

Вы думаете открыть свое маленькое дело, связанное с компрессорами?

Неплохое решение, но для того, чтобы его претворить в жизнь, обязательно нужно знать следующее. Рынок товаров, где предлагают компрессор винтовой в...