ГлавнаяАналитические статьиСтатьиСекреты торговли на форекс

Статьи

Смысл особых экономических зон (ОЭЗ) – это создание специально выделенных участков за счет вложения средств на условиях предоставления льгот. В РФ существует 3 выделенных типа ОЭЗ: туристско-рекреационные, технико-внедренческие и промышленно-производственные. В скором времени ожидается появление еще одного вида ОЭЗ – портовые зоны. Статус особой зоны дается по итогам общефедерального конкурса, где происходит рассмотрение заявок регионов. Поэтому так важна качественно построенная заявка субъекта федерации, желающего воспользоваться механизмом ОЭЗ.

Сегодня пока еще не принято решение о проведении нового конкурса на промышленно-производственные зоны. Однако и у регионов и у предпринимателей есть желание, что бы такие зоны все же появились, ведь очевидно, что двух имеющихся ныне ОЭЗ недостаточно. Стоит отметить, что вскоре ожидается конкурс на портовые ОЭЗ, а у разных видов зон специфика подготовки к оформлению заявки весьма схожая. Для инвесторов, ровно, как и для регионов, проблема подготовки заявки весьма актуальна. Еще на начальном этапе составления заявки ясна концепция и определены участники ОЭЗ.

Если на этом этапе организация начинает сотрудничество с регионом, то для нее появляется шанс стать участником данной ОЭЗ, и добиться разработки инфраструктуры зоны с учетом нужд данного предприятия. Поэтому заинтересованность компаний в этом вопросе очевидна. Однако не во всех субъектах существует безоговорочное доверие к ОЭЗ. Часто региональных властей смущают ряд проблем, снижающих привлекательность экономических зон. К примеру, грядущие затраты на подготовку к конкурсу, хотя сумма не такая уж и большая. Помимо этого, тот факт, что налоговые льготы выделяются «из кармана» регионов и муниципальных образований.

Для регионов, имеющих слабое развитие, трудно решать вопросы помощи в финансировании для того что бы инфраструктура была создана – а это требование является основным для высокой оценки заявки. Поэтому регионы часто осуществляют бухгалтерское обслуживание у профессиональных компаний, например, Сухорукова и партнеров. Регионам, в любом случае, необходимо развитие и строительство инфраструктуры, а в случае с ОЭЗ есть возможность 50-ти процентного финансирования из федерального бюджета. Но не стоит забывать, что доход будет получаться не сразу. Рост бюджета региона – это вопрос нескольких лет, несмотря на возросший престиж области, как ОЭЗ, вливаний средств в инфраструктуру и т.д.

Процесс проектирования качественной заявки занимает примерно 3-5 месяцев, так как требует разносторонней подготовки. Хотя на формальную подготовку выделяется примерно 1,5 месяца, на подведение итогов еще месяц. Оценки заявок проводят по нескольким показателям. Первое, это определение нагрузки на федеральный бюджет, преимущество отдается наименьшей финансовой нагрузке. Есть мнение, что предпочтение отдадут развитым регионом, опыт показывает, что это ошибочное мнение. Желательно, при формировании заявки детально проработать концепцию проектов, лучше, что бы она была единой, а не разрозненной.

Еще один фактор, это составляющая инноваций, то есть в проектный механизм должен быть привлекательным для инвесторов и рентабельным. Составление заявки – дело непростое, ведь только перечень необходимых для конкурса документов умещается на двух страницах. Обязательные разделы, требующие, как правило, более глубокой обработки – это технико-экономическое обоснование (ТЭО) и тема инфраструктуры. В связи с тем, что концепция заявки должна иметь целостность, то процесс ее разработки является довольно сложным.

Здесь важна состыковка разных инвестиционных проектов, их конкретизация для учета нужд конкретных инвесторов, сочетание с проектами инфраструктуры. При составлении заявок всегда возникает ряд типичных проблем. К примеру, недостаточная проработка финансовой части, или слабая инновационная часть проектов заявок. К тому же немалое внимание следует уделить вопросам, касающимся земли и выбора инвесторов. В отношении последних, важны параметры качественности. Предпочтение должно отдаваться более известным организациям. Часто бывает, что регионы привлекают для создания заявок консалтинговые фирмы.

Но при этом не стоит забывать, что это всех проблем не решит. Все равно необходима рабочая группа при администрации, которая будет помогать искать нужную информацию, принимать участие в переговорах с инвесторами, оказывать поддержку в техническом плане и так далее. Вопросы же оформления, разработки ТЭО, оценки эффективности и прочее – это прерогатива специалистов. В конце, хотелось бы еще раз выразить основную мысль – формирование заявки – дело непростое, поэтому планирующим принять участие в конкурсе регионам, следует заранее озаботиться вопросом формирования заявки, не дожидаясь объявления конкурса.

В рамках деятельности по стимулированию и развитию малого бизнеса на протяжении уже довольно длительного времени проводились разного рода меры. Проводятся программы на разных уровнях власти. К примеру, у малого бизнеса появилась возможность вести учет по упрощенной системе налогообложения. Меры, применяемые в отношении банков, позволили сделать кредиты более доступными для малого бизнеса. Наряду с этим ведется деятельность по уменьшению административных барьеров, к примеру, упрощена процедура регистрации новых юридических лиц, уменьшается список видов деятельности, подлежащих лицензированию и др. Но пока что, несмотря на все усилия, данный сектор экономики составляет лишь 10 % ВВП.

Малый бизнес пока еще не рассматривается в качестве существенного инструмента развития регионов, дабы с его помощью преодолеть социально-экономическое отставание некоторых субъектов. Основная концентрация малых предприятий сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, что составляет 40% от всего числа малого бизнеса страны. Отраслевую структуру малого бизнеса нельзя охарактеризовать как прогрессивную, ведь большая часть предприятий занята в торговой сфере, а доля инновационных компаний ничтожно мала. При такой действительности российская экономика будет еще долго зависеть от экспорта сырья.

Конечно, усилия, предпринимаемые в последнее время, не могут дать немедленного результата. Есть мнение, что данная сфера нуждается в более глубокой доработке нормативной базы, ведь существующие ныне законы, по сути, не работают на должном уровне. К примеру, крупные бюджетные распределители государственных средств производят закупку необходимых товаров у крупных производителей, в то время как, согласно закону, должны размещать не менее 15% заказов на мелких предприятиях. Реальный эффект от проводимых на законодательном уровне реформ будет достигнут только после реализации реформ не только на уровне федерации, но и в регионах и на местном уровне.

Наряду с этим, развитию малого бизнеса мешает плохое координирование действий ветвей исполнительной власти. В результате на практике получаются разного рода казусы, к примеру, когда из федерального и регионального бюджетов выделяются средства на субсидии для процентных ставок по кредитам для малых компаний, а Центробанк обязывает обеспечивать резерв средств в размере 100% под выдаваемые ссуды. Большой проблемой плохого развития малого бизнеса страны является ограниченная доступность банковских, финансовых услуг для данных субъектов экономики. Открытие банковских отделений в удаленных районах страны является убыточным делом, а значит, настала пора для инновационных технологий.

Сегодня необходимо перейти к созданию единой для всех системы финансовых услуг. Необходимо сделать ставку по использованию микрофинансирования для развития малого и среднего бизнеса. Для кредитных организаций открыты возможности для создания своих технологий в этой области. Эти вопросы находятся в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации, и хочется верить, что вскоре будут разработаны новые законы для развития малого и среднего бизнеса. В последнее время более сильной становится тенденция по перекладыванию ответственности за развитие малого предпринимательства на плечи региональной и муниципальной власти.

Для развития инновационных форм малого бизнеса требуется вложить значительные средства из бюджетов субъектов, на что у многих регионов не хватает денег. В связи с этим большинство с надеждой восприняло в 2005 году новый закон об особых экономических зонах. Уже создано специальное агентство, объявлен конкурс, в котором будут соревноваться около 30 регионов РФ за право создания на своей территории особой экономической зоны. Однако критики отмечают, что закон нацелен на преодоление двух задач, взаимоисключающих друг друга, таких как стимулирование развития экономики некоторых регионов и предотвратить их превращение в так называемый внутренний оффшор.

Отсюда столько ограничений, из-за которых затруднена реализация закона в интересах малого бизнеса. Размещение малых предприятий будет доступно лишь в технико-внедренческих зонах, ведь участник промышленно-производственной зоны будет должен за первый год работы инвестировать в собственное производство не менее чем 1 миллион евро. Такая сумма является неподъемной для большинства малых компаний. В целом предложенный налоговый режим с трудом можно назвать льготным. Как показывает зарубежный опыт, затраты на оплату труда являются не самыми крупными для инновационных компаний. Более крупные затраты предполагает закупка необходимого оборудования и аренда помещения.

Тем не менее, все же принятие закона об особых экономических зонах - это шаг вперед. Ведь в зонах будет создан институциональный льготный, а также административный режим. Предприятия окажутся освобожденными от различного рода проверок за исключением налогового и таможенного контроля. При взаимодействии с органами власти планируется ввести механизм «одного окна». На территории особой экономической зоны будут применены нормы взаимодействия государства и малого предпринимательства, которые, возможно, удастся перенять и на общефедеральном уровне.

Особые экономические зоны можно будет рассматривать, как своего рода полигон, для осуществления активной политики властей федерального уровня по развитию малого предпринимательства на местном уровне. С применением опыта ОЭЗ возможно продолжение работы в области совершенствования законодательства, и правоприменительной практики. Более свободный экономический режим способствует наиболее сильному развитию малого бизнеса на региональном уровне, об этом свидетельствует опыт свободных зон в Калининградской и Магаданской областях.

Успех дела зависит во многом не только от количества налоговых льгот и кредитования, а от системы общих условий, в которых трудятся предприниматели. В связи с этим, стоит обратить внимание на успешную практику в Калининграде, при участии консультативных служб Финляндии, Швеции и Люксембурга по вопросам предпринимательства, где акцент, в главную очередь, делается на повышение квалификации самих бизнесменов. В целом, накоплен большой опыт в вопросах кредитования малого предпринимательства в России, с выделением на эти цели порядка 170 тысяч кредитов, на сумму более 1,5 миллиардов долларов.

Этот опыт говорит о том, что даже в самых непростых условиях Российской действительности можно оказывать посильную поддержку малому бизнесу с отдачей коммерческого успеха. Таким образом, эффективность системы правительственной поддержки малого бизнеса России, зависит от правильных и скоординированных действий исполнительной и законодательных ветвей власти в вопросах совершенствования законов и правоприменительной практики. Также востребована техническая помощь от достигших немалых успехов в данной области зарубежных государств, и прежде всего стран и структур управления Европейского союза.

Нельзя также не отметить, что все это способствует преобретению лофта малым бизнесом. Как эконом класса, так и шикарных апартаментов в Мокве.

В настоящее время в области политики одной из основных тем является борьба с коррупцией. Большинство людей уверено, что с этим явлением никогда не будет покончено, и не питает иллюзий относительно уменьшения масштаба проблемы. Этому есть исторические, культурные и политические обоснования. Опыт других стран в области борьбы с коррупцией малопригоден, так как этот процесс весьма специфический, и опыт других стран интересен, но мало применим к нашей действительности.

Эта проблема требует изменений институционального плана, а не возложения борьбы на плечи полицейских и правоохранителей. Необходимо трансформировать сами правила игры, которым подчиняются экономические и политические агенты, но сделать это необходимо таким образом, что бы коррупция была, не просто запрещена, а сделать ее невыгодной для заинтересованных лиц.

В нашей истории за последнее десятилетие можно найти пример кардинального изменения поведения субъектов экономики и политики, при поменявшихся правилах игры, и как результат – к победе над коррупцией. Речь идет об особых экономических зонах (ОЭЗ). С помощью этого инструмента, еще в конце восьмидесятых годов, проводилось стимулирование активности экономики, но результаты были крайне негативные.

Изначально идея была такая: использовать положительный опыт Китая и добиться роста экономики страны, создав точки преодоления кризисной ситуации, привлечь новые технологии и инвестиции. Но благие намерения положительного исхода не принесли, скорее наоборот. Почти все экономические зоны подверглись криминалу и затяжной коррупции. Существование зон в конечном итоге привело к высокому уровню теневой предпринимательской деятельности, неуплате налогов, а порой и к убийствам.

Сейчас объяснить такой ход событий несложно. Увеличивался политический кризис, длившийся более 10 лет. Слабое государство непривлекательно для инвесторов, особенно крупных. Они не могли в подобной обстановке в стране войти в рынок, какими бы льготами их не манили. Зато эти самые льготы становились оптимальной средой для разного рода мошенников, как политических, так и экономических.

Условия существования зон стали объектом торга между политическими элитами регионов и федеральными властями, что отнюдь не способствовало эффективному принятию решений. Эти ситуации вызвали неприятие особых зон и желание избавиться от подобного механизма навсегда. Поэтому когда в 2001 г. Г. Грефом было предложено вновь развивать стимулирование инвестиций, многие эксперты восприняли эту задумку в штыки.

Но в процессе проводимых дискуссий выработались новые механизмы, позволившие изменить отношение к данному инструменту. Авторы, при проектировании законодательства об ОЭЗ, которое действует и поныне, заложили несколько принципов, которые снизили злоупотребления в этой области:

1) отказ от индивидуальности подхода при основании ОЭЗ.

Ныне процесс формирования зон подчиняется федеральному закону, тем самым, исключая торги между регионами и федеральными властями по поводу льгот;

2) выбор регионов для ОЭЗ осуществляется прозрачно, на основе конкурса;

3) субъект Федерации и муниципальное образование принимает участие в финансировании ОЭЗ;

4) четкое обозначение целей и задач ОЭЗ;

5) упразднение налоговых льгот;

6) ограничение по площади размеров ОЭЗ.

Исключением стали Калининградская область, в которой в силу особых условий геополитического характера, введен статус особой зоны, который регулируется специальным законом. Но это не служит основанием для неисполнения требований к принятию решений. Помимо прочего, для участников ОЭЗ были установлены ограничения, не позволяющие злоупотребление льготами.

К примеру, на льготы претендовали только юридические лица, но на ряд отраслей они не распространялись, это черная и цветная металлургии, топливная промышленность, вооружение и военная техника, и другие. За последние годы к промышленным и внедренческим ОЭЗ добавились и другие зоны. В начале их функционирования без проблем не обойтись. Но главное, что среди всех трудностей, нет самой разрушительной – коррупции.

Особенно это отразилось на авто отрасли, в частности на выкупе автомобилей. Выкуп автомобилей как подержанных так и аварийных, особенно вырос в Калининградской области, это прежде всего связано с наличием там авто производства.

Что такое чек

Чеком принято называть ценную бумагу, которая содержит ничем не обусловленное распоряжение человека, дающего чек, банку сделать платеж зафиксированной суммы тому, кто чек предъявляет. Чекодателем является определенное лицо, имеющее счет в банке, которым он может распоряжаться путем выписывания чеков. Чекодержателями называют лица, для которых чек выписан. Плательщиком является банк, в котором открыт счет чекодателем.

Чекодатель не имеет права отозвать чек до тех пор, пока не истечет срок предъявления чека к оплате.

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Услуги Быстробанка для юридических и физических лиц

Быстробанк предлагает широкий спектр услуг для юридических и физических лиц. Частные лица могут воспользоваться услугой размещения вкладов под проце...

Перспективы российских банков растут

Ведущие специалисты экономики Citi проанализировали работу негосударственных банков России и сделали несколько выводов об их деятельности. Первое, на...