Создание первых территорий опережающего развития в Дальневосточном Федеральном округе произошло пять лет назад. На данный момент их численность составляет двадцать одну площадку. Более пятисот инвесторов приняли участие в их развитии, представляя различные отрасли промышленности.
Оценку первой пятилетке работы территорий опережающего развития дал доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.
– Насколько правильным было создание территорий опережающего развития?
– Я принимал активное участие на всех этапах обсуждения законопроекта относительно создания территорий опережающего развития в регионе. Было проведено множество встреч и совещаний, где обсуждались все аспекты законопроекта. В итоге был принят закон, в котором учли все замечания и предложения. Он позволил осуществлять многомасштабные проекты в регионе, а правительство страны пошло на уступки в плане налогов.
– Все ли получилось, как планировалось? Какие ошибки выявлены?
– Самым главным в этом проекте является перспектива создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства населения региона, что повлечет за собой уменьшение оттока людей и, как следствие, увеличение демографического потенциала. Планировалось, что вакансии будут заполняться жителями Дальнего Востока, но, к сожалению, не все так получилось, как хотелось. Большинство мест заняли работники из числа приезжих в регион. И так происходит практически на всех предприятиях территорий опережающего развития в регионе. Получается, что дальневосточники снова остались не удел.
Еще одним важным моментом является ставка на создание инновационных предприятий, которые будут использовать высокотехнологическое оборудование и квалифицированных работников. Но и это не совсем оправдало наши ожидания.
Также мы рассчитывали существенно улучшить качество жизни населения на этих территориях. Но подвело состояние объектов инфраструктуры. Большое количество территорий опережающего развития не является показателем качества их работы. Гораздо приемлемее было бы уменьшить численность площадок, но улучшить уровень жизни жителей Дальнего Востока. Можно было бы построить все необходимые объекты инфраструктуры, которые обеспечивали бы комфортные условия жизни. Это позволило бы остановить отток населения из региона, а также привлечь к нам новых жителей из числа родственников и знакомых дальневосточников. Комфортная жизнь и наличие рабочих мест являются веским показателем для приезда в регион.
Создание территорий опережающего развития не позволили выполнить главную задачу по остановке оттока населения из региона. В настоящее время люди продолжают покидать Дальний Восток, так как их не устраивает уровень жизнеобеспечения населения региона.
– Введение специальных налоговых режимов оправдали себя?
– Конечно. Это позволило существенно увеличить приток инвестиций в регион. Также было создано огромное количество рабочих мест для жителей Дальнего Востока. Льготные налоговые режимы очень выгодны для инвесторов. К сожалению, на данном этапе прибыль составляет не такой большой объем, как предполагалось, но в достижении поставленных целей помешали карантинные ограничения.
– Какие дальнейшие действия лучше предпринять?
– В первую очередь необходимо создать современные инфраструктурные объекты, а также запустить механизм государственно-частного партнерства, который широко применяется на западе России. Еще необходимо улучшить уровень общения между правительством страны и инвесторами. Наглядным примером пути решения этого вопроса является визит Мишустина на Дальний Восток.
Также, по моему мнению, нельзя требовать от работников не разглашать информацию о предприятии, на котором он трудится. Ведь не зная о нем, молодые специалисты не станут рассматривать это предприятие в качестве места работы. Это приводит к тому, что высококвалифицированные кадры покидают регион и устраиваются на работу совсем в других регионах.
– Правительство России поддержало программу развития Дальневосточного Федерального округа на более чем десятилетие вперед. На что можно рассчитывать?
– Нас не посвящали в тонкости данной программы и не интересовались нашим мнением относительно пути развития Дальнего Востока. Изначально необходимо провести анализ уже существующих программ, чтобы сделать выводы об их целесообразности, о движении финансовых средств, о привлечении иностранных инвесторов и многом другом.