Федеральная целевая программа по развитию Республики Крым и Севастополя была продлена до двадцать пятого года в соответствии с решением Правительства России. Также был увеличен размер финансовой поддержки полуострова, которые планируется потратить на возведение новых объектов, необходимых для обустройства инфраструктуры. Наиболее подробную информацию по этому вопросу предоставил в своем интервью руководитель дирекции по управлению Федеральной целевой программой в регионе Андрей Никитченко.
– Как происходила реализация программы в условиях карантинных ограничений?
– Этот год дал ответ на вопрос, что даже в условиях всемирной пандемии есть возможность внедрения различных проектов. Несмотря на карантинные ограничения были проведены различные виды работ как в Республике Крым, так и в Севастополе. В настоящее время деятельность в регионе активно продолжается, ведутся этапы проектирования, возведения и вводу новых объектов инфраструктуры. Все, что невозможно было делать ввиду карантинных ограничений, после ослабления наверстывается.
– Сроки окончания Федеральной целевой программы неоднократно корректировались, с двадцатого года изначально, и до двадцать пятого на данный момент. Каковы шансы завершить проект в первоначальные сроки?
– На такое корректирование программы повлияло несколько факторов, а именно:
• введение новых объектов, необходимых полуострову;
• увеличение финансирования;
• тщательное изучение масштаба реконструкции объектов;
• карантинные ограничения.
Немаловажным фактором также являлось отсутствие в начале программы конкурентоспособного инвестора, поэтому корректировку пришлось проводить в процессе. Но это абсолютно не помешало, так как время было потрачено с пользой, а также появилось осмысление проекта и опыт реализации.
– Что уже познали относительно программы, и, что еще осталось неведомым?
– Данная программа имеет различные этапы, как, например, уровни военного планирования, на которых можно столкнуться с различными задачами и поиском путей их решения. Важным вопросом на первом этапе является согласованность всех аспектов между заказчиком и подрядчиком, особенно актуально это на таком высоком уровне инвестирования. Также не менее важно, чтобы заказчик реально мог видеть суть застройки вне ее пределов.
Переходя на второй уровень программы, необходимо на самом высоком уровне провести проектировочные работы, доводя их до идеала. Это обязательное условие, так как именно они являются залогом правильного использования финансов на различных стадиях строительства, а также в период введения объекта в эксплуатацию. Именно проектировочные работы обеспечивают выполнение строительства в оговоренные сроки.
Первые два этапа мы успешно преодолели, готовимся к следующему.
– Что, по Вашему мнению, ждет на третьем уровне реализации программы?
– На третьем уровне необходимо особое внимание уделить планированию на будущее, а также предвидению экономического развития. Благодаря созданию современной инфраструктуры, нужно точно просчитать финансовые возможности населения. Новая экономика не всегда бывает доходной, к сожалению. Главное в данном этапе правильно сделать ставки.
– Кто должен быть главенствующим в программе?
– Гораздо полезнее при реализации программы будет абсолютная согласованность между региональными возможностями и федеральными. За прошедшие годы была построена определенная модель этих отношений, которая позволяет эффективно руководить реализацией программы. Достаточно немногочисленная группа профессионалов успешно справляется с поставленными задачами. Благодаря этому налажена необходимая связь между Министерством экономического развития России и заказчиков из региона. Но мы не останавливаемся на достигнутых результатах и постоянно совершенствуем полученные навыки.
– Какие отличия от прошедших лет предлагаются в реализации программы в этом году?
– Этот год достаточно насыщен в плане работы по реализации программы. На данный момент идет проектирование автодорожного полотна, а также железнодорожного комплекса. Кроме этого планируется строительство на Южном берегу Крыма очистных систем и других социальных объектов инфраструктуры. Также в Севастополе будут возведены ряд медицинских объектов.
На завершающуюся стадию выходит в этом году подготовка различных мероприятий, влияющих на ход развития Крымского полуострова. К ним относятся работы по развитию различного рода морских пассажирских перевозок, санаторное обустройство Евпатории, а также обеспечение различных социальных слоев населения жильем в Севастополе. Эти инновационные мероприятия были предложены нашей командой, поэтому нас назначили кураторами их воплощения в реальность.
– В планы программы входят парки, которые должны быть построены в некоторых крымских городах. К сожалению, сроки сдачи этих объектов задерживаются. Почему их решили строить именно в этих населенных пунктах и не логичнее было бы возвести их в противоположном направлении округа, благодаря им можно было вывести экономику региона на другой уровень?
– Не мы определяем места для строительства в рамках реализации программы. Строительство таких парков подразумевает развитие новой экономики в регионе. Множество экспериментов аналогичного плана было выполнено ранее, ноне все они принесли желаемые результаты, так как планируемые исходы строительства не совсем согласовывались с требованиями инвесторов. Главная проблема состоит в том, что окружающая инфраструктура не соответствует нужным нормам.
Для получения желаемых результатов необходимо проведение ряда работ, которые обеспечивали бы все требования инвесторов. Ярким примером успешного строительства парков является Сингапур, где строительство не было начато, пока не согласовали все нюансы и не удовлетворили все требования.
Как сложится ситуация с реализацией строительства парков в Крыму пока не понятно, но перенос объектов в другую часть полуострова – это должно быть решение исключительно руководства региона, которое лучше ориентируется в эффективности размещения объектов.
– Не является ли более эффективным привлекать к масштабным проектам средства бизнеса, хотя бы частично?
– Привлечение бизнеса к реализации программы является достаточно перспективным направлением, которое мы активно развиваем.
– В прошлом году крымское руководство могло само определять подрядчика, который занимался бы строительством необходимых объектов, благодаря чему мелкие компании-однодневки становились неудел. Хотя не стоит разбрасываться подрядчиками, так как профессионалов на полуострове не так много.
– В настоящее время полученные навыки не позволяют ответить на этот вопрос однозначно. Конкурентоспособность в этом аспекте имеет свои достоинства и свои недостатки. Наиболее важным преимуществом является уровень квалификации заказчика.
Для увеличения эффективности реализации программы на Крымском полуострове необходимо предложить определенные бонусы, которые позволят отдать предпочтение добросовестным подрядчикам. Они в свою очередь постараются всячески улучшить качество работы, а взамен должны получать привилегии.